Второй год очередной кризисной волны для ознаменовался увеличением трудностей в хозяйственной деятельности. Это и усиление администрирования отрасли, и снижение доходности, и увеличение неплатежей от клиентов.
Чтобы сохранить свои позиции в бизнесе, многим компаниям пришлось оптимизировать свои расходы, штатный персонал, а также расширять клиентскую базу за счет новых направлений.
Вместе с тем, большинство руководителей жалуются на рост числа заказчиков, которые откровенно не желают платить за оказанные клининговые услуги. Приходится сталкиваться с постоянными отсрочками и рассрочками, необоснованными претензиями, откровенными «кидками». Часть клиентов просто не в состоянии оплатить работу из-за банкротства.
Вдобавок, замедлившееся развитие торговых сетей лишает клининговые организации расширяться за счет уборки магазинов, мини- и супермаркетов. А ведь на этот сегмент приходится половина общих заказов.
Однако кризис имеет и положительную сторону медали. Откровенно слабые компании, образовавшиеся ситуативно на волне повышенного спроса на услуги, свернули свой бизнес, освободив место тем фирмам, которые проявляют более гибкую политику и пришли в клининг всерьез и надолго.
Болезненная реорганизация отечественной экономики рано или поздно закончится. И тех, кто сумел сохранить свое место в клининговом бизнесе, очевидно, ждет новый подъем.