Уже несколько лет в крупных отечественных городах тормозится процесс возведения торговых центров (ТЦ). Для «акул» клинингового бизнеса это чревато торможением в экономическом развитии. Но крупные клининговые компании делают расчет на другие сегменты новой коммерческой недвижимости.
Говоря о крупных российских городах, мы имеем в виду центры с населением более 500 тысяч жителей. Из 36-ти таких городов в половине строительство крупных ТЦ площадью более 15 тыс. кв. м не ведется вообще (отсутствует финансовая целесообразность). Аналитические исследования показывают, что тенденция снижается в целом и для торговых объектов с меньшей площадью. Но именно супермаркеты составляют значительный процент заказчиков крупных компаний по уборке.
Кстати, около 25% крупных российских ТЦ сосредоточено в Москве. По словам аналитиков, столица и многие крупные города приблизились к балансу обеспеченности торговыми площадями, где учитывается и оборот розницы, и покупательная способность, и расходы населения, и еще десяток факторов.
Сейчас эффективной становится точечная застройка небольшими магазинами отдельных городских районов. Это уже епархия небольших клининговых компаний, которые готовы предоставить более качественные услуги за меньшую цену. Малые клининговые фирмы в этом случае могут быть и более мобильными, поскольку в крупных компаниях уже сложился определенный бюрократический процесс.